Особенности эксплуатации автопилотов (на примере АП-6Е)
Руление, взлет и посадку самолета следует всегда выполнять при вращающихся гироскопах, чтобы толчки самолета не вызывали ударов рамок гироузлов. Остальные агрегаты автопилота должны быть выключены. Перед выруливанием самолета на старт включается источник переменного тока, АЗС питания автопилота и выключатель питания автопилота переменным током. После этого на время 20—30 сек должна быть нажата кнопка арретирова — ния ЦГВ. Окончание процесса арретирования определяется по указателю авиагоризонта автопилота, сельсины которого питаются с потенциометров ЦГВ.
Выключатели продольной и поперечной стабилизации на пульте должны быть выключены, а индексы рукояток «Разворот» и «Спуск-Подъем» — находиться на нулевой отметке. Широтный потенциометр ГПК-ЛП устанавливается на широту места взлета. Шкала ГПК-АП рукояткой «Задатчик курса» устанавливается согласно с показанием магнитного курса, а шкала указателя курса УГПК с помощью кремальеры разворачивается и согласуется со шкалой ГПК. За время выруливания, взлета и набора высоты все агрегаты автопилота успевают прогреться и войти в нормальный рабочий режим.
В полете автопилот можно включать на управление самолетом только по достижении высоты, указанной в инструкции по эксплуатации данного типа самолета. В противном случае возможно появление аварийной ситуации. Все операции по включению следует производить в строгой последовательности, предусмотренной инструкцией. Если в момент включения автопилота самолет начинает резко изменять режим полета, то необходимо немедленно нажать на кнопку аварийного выключения автопилота. После этого следует проверить правильность положений всех элементов управления автопилотом и произвести повторное включение. При повторном проявлении того же дефекта автопилотом пользоваться нельзя.
Если автопилот был включен при наборе или уменьшении высоты, то после достижения заданной высоты полета автопилот надо выключить. Затем следует установить самолет в положение горизонтального полета и тщательно его сбалансировать с помощью триммеров, рукоятки потенциометров управления автопилотом на пульте поставить в нейтральные положения и включить автопилот. С целью стабилизации высоты полета включается в работу корректор высоты.
Следует помнить, что в полете с включенным автопилотом нельзя пользоваться триммерами для изменения угловых координат самолета: автопилот будет ликвидировать эти изменения соответствующими отклонениями рулей самолета, рулевые машины будут воспринимать дополнительные нагрузки.
При отклонении самолета от курса и необходимости изменения курса с помощью ручки «Разворот» производится координированный разворот самолета на заданный курс. Развороты можно выполнять также в режиме изменения высоты полета.
Выключать источник переменного тока, питающий автопилот, можно только после заруливания летательного аппарата на стоянку, так как руление с неработающими гироприборами вызывает их повреждение.
Обогрев рулевых машин автопилота необходимо включать перед взлетом и выключать только после посадки.
В эксплуатации бывают случаи появления неисправностей и отказов автопилотов в воздухе. Наиболее характерными неисправностями являются «рыскание» самолета по курсу, колебания относительно продольной оси (по крену), ускоренный уход самолета от линии начальной ортодромии. Причиной колебаний самолета по курсу и крену большей частью служат отказы скоростных гироскопов или нарушение регулировки величин их сигналов. Ускоренное отклонение самолета от курса является следствием отказа гиропо — лукомпаса.
Наиболее опасными являются случаи обрывов в электрических схемах каналов управления, что может привести к резкому изменению положения самолета. При любых проявлениях отказов и неисправностей в полете автопилот должен быть выключен.
В эксплуатации возникает необходимость в периодической регулировке натяжения тросов рулевого управления. Следует помнить, что после каждой такой регулировки необходимо проверить правильность срабатывания концевых выключателей и правильность положения щеток потенциометров обратной связи в рулевых машинах. С целью проверки передаточных отношений автопилота непосредственно на летательном аппарате, ЦГВ, ГПК и блок демпфирующих гироскопов снимаются с самолета, устанавливаются на платформы специальных поворотных столов и с помощью удлинительных жгутов соединяются с остальной схемой автопилота.
Изменяя углы наклона ЦГВ, азимутальные углы ГПК, угловые скорости вращения блока демпфирующих гироскопов и измеряя величины соответствующих отклонений рулей, определяют значения передаточных отношений автопилота. При необходимости эти передаточные отношения регулируются. Проверяются и регулируются также передаточные отношения к рулям от ручек управления автопилотом и от корректора высоты.
Для проверки работы корректора высоты создавать разрежение и давление в системе статической проводки ПВД следует плавно, чтобы не повредить корректор высоты и другие анерондно-мем — бранные приборы.
Проверка автопилота, настройка его с помощью потенциометров управления чувствительностью, порцией рулей, координированными разворотами производятся специалистами на земле. Окончательная настройка автопилота производится во время или по результатам контрольного облета.
Дтя обслуживания автопилотов имеются специальные комплекты инструментов, приспособлений и вспомогательных материалов. Контрольно-проверочная аппаратура автопилотов сосредоточена в отдельных переносных установках.