Особенности эксплуатации автопилотов (на примере АП-6Е)

Руление, взлет и посадку самолета следует всегда выполнять при вращающихся гироскопах, чтобы толчки самолета не вызыва­ли ударов рамок гироузлов. Остальные агрегаты автопилота должны быть выключены. Перед выруливанием самолета на старт включается источник переменного тока, АЗС питания автопилота и выключатель питания автопилота переменным током. После это­го на время 20—30 сек должна быть нажата кнопка арретирова — ния ЦГВ. Окончание процесса арретирования определяется по ука­зателю авиагоризонта автопилота, сельсины которого питаются с потенциометров ЦГВ.

Выключатели продольной и поперечной стабилизации на пуль­те должны быть выключены, а индексы рукояток «Разворот» и «Спуск-Подъем» — находиться на нулевой отметке. Широтный по­тенциометр ГПК-ЛП устанавливается на широту места взлета. Шкала ГПК-АП рукояткой «Задатчик курса» устанавливается сог­ласно с показанием магнитного курса, а шкала указателя курса УГПК с помощью кремальеры разворачивается и согласуется со шкалой ГПК. За время выруливания, взлета и набора высоты все агрегаты автопилота успевают прогреться и войти в нормальный рабочий режим.

В полете автопилот можно включать на управление самолетом только по достижении высоты, указанной в инструкции по эксплуа­тации данного типа самолета. В противном случае возможно появ­ление аварийной ситуации. Все операции по включению следует производить в строгой последовательности, предусмотренной ин­струкцией. Если в момент включения автопилота самолет начинает резко изменять режим полета, то необходимо немедленно нажать на кнопку аварийного выключения автопилота. После этого следует проверить правильность положений всех элементов управления ав­топилотом и произвести повторное включение. При повторном про­явлении того же дефекта автопилотом пользоваться нельзя.

Если автопилот был включен при наборе или уменьшении вы­соты, то после достижения заданной высоты полета автопилот на­до выключить. Затем следует установить самолет в положение го­ризонтального полета и тщательно его сбалансировать с помощью триммеров, рукоятки потенциометров управления автопилотом на пульте поставить в нейтральные положения и включить автопилот. С целью стабилизации высоты полета включается в работу кор­ректор высоты.

Следует помнить, что в полете с включенным автопилотом нель­зя пользоваться триммерами для изменения угловых координат самолета: автопилот будет ликвидировать эти изменения соответ­ствующими отклонениями рулей самолета, рулевые машины будут воспринимать дополнительные нагрузки.

При отклонении самолета от курса и необходимости изменения курса с помощью ручки «Разворот» производится координирован­ный разворот самолета на заданный курс. Развороты можно вы­полнять также в режиме изменения высоты полета.

Выключать источник переменного тока, питающий автопилот, можно только после заруливания летательного аппарата на стоян­ку, так как руление с неработающими гироприборами вызывает их повреждение.

Обогрев рулевых машин автопилота необходимо включать пе­ред взлетом и выключать только после посадки.

В эксплуатации бывают случаи появления неисправностей и отказов автопилотов в воздухе. Наиболее характерными неисправ­ностями являются «рыскание» самолета по курсу, колебания отно­сительно продольной оси (по крену), ускоренный уход самолета от линии начальной ортодромии. Причиной колебаний самолета по курсу и крену большей частью служат отказы скоростных гироско­пов или нарушение регулировки величин их сигналов. Ускоренное отклонение самолета от курса является следствием отказа гиропо — лукомпаса.

Наиболее опасными являются случаи обрывов в электрических схемах каналов управления, что может привести к резкому измене­нию положения самолета. При любых проявлениях отказов и не­исправностей в полете автопилот должен быть выключен.

В эксплуатации возникает необходимость в периодической ре­гулировке натяжения тросов рулевого управления. Следует пом­нить, что после каждой такой регулировки необходимо проверить правильность срабатывания концевых выключателей и правиль­ность положения щеток потенциометров обратной связи в рулевых машинах. С целью проверки передаточных отношений автопилота непосредственно на летательном аппарате, ЦГВ, ГПК и блок демп­фирующих гироскопов снимаются с самолета, устанавливаются на платформы специальных поворотных столов и с помощью удлинительных жгутов соединяются с остальной схемой авто­пилота.

Изменяя углы наклона ЦГВ, азимутальные углы ГПК, угловые скорости вращения блока демпфирующих гироскопов и измеряя величины соответствующих отклонений рулей, определяют значе­ния передаточных отношений автопилота. При необходимости эти передаточные отношения регулируются. Проверяются и регули­руются также передаточные отношения к рулям от ручек управле­ния автопилотом и от корректора высоты.

Для проверки работы корректора высоты создавать разрежение и давление в системе статической проводки ПВД следует плавно, чтобы не повредить корректор высоты и другие анерондно-мем — бранные приборы.

Проверка автопилота, настройка его с помощью потенциомет­ров управления чувствительностью, порцией рулей, координирован­ными разворотами производятся специалистами на земле. Оконча­тельная настройка автопилота производится во время или по ре­зультатам контрольного облета.

Дтя обслуживания автопилотов имеются специальные комп­лекты инструментов, приспособлений и вспомогательных материа­лов. Контрольно-проверочная аппаратура автопилотов сосредото­чена в отдельных переносных установках.